КДР6 – краевая диагностическая работа по читательской грамотности в 6 классе. Проводится эта работа в нашем крае уже четыре года – для того чтобы увидеть состояние дел в области понимания текста и спланировать работу, которая даст возможность улучшить результаты.
Умение прочитать и понять текст актуально не только в стенах школы. Все мы сталкиваемся с самой разной информацией в документах, рекламе, новостях и др., которую нужно научиться правильно понимать и оценивать. Читательская грамотность напрямую влияет на образование и самообразование человека.
В диагностическую работу для шестиклассников были включены тексты из четырех блоков – история, русский язык, естествознание (биология) и математика. К каждому тексту предлагались задания четырех типов. Первый тип – задания, в которых требуется просто найти в тексте какую-либо информацию. Второй – задания, где нужно сопоставить факты, объяснить причины, сделать какой-то вывод. В заданиях третьего типа требуется применить то новое, что ученик узнал из текста, в другой ситуации. Четвертый тип – задания, в которых надо оценить содержание и форму текста с
точки зрения целей авторов; критически отнестись к представленной в тексте информации; увидеть противоречия, обосновать собственную точку зрения.
Результаты КДР6 показывает, как шестиклассники справляются с заданиями каждого типа, насколько успешно они читают тексты по разным предметам и какой уровень читательской грамотности демонстрируют. Они присваиваются на основе тестового балла по 100-балльной шкале, который учитывал и количество выполненных заданий, и их трудность, и даже вариант, который достался каждому ученику.
Базовый уровень присваивался, если ученик набрал 40-57 баллов по 100-бальной шкале. Если ученик набирал 58 и более баллов, ему присваивался
повышенный уровень. К сожалению, около трети шестиклассников продемонстрировали пониженный или недостаточный уровни читательской грамотности.
Безусловно, такой результат связан с пандемией, с долгим периодом дистанционного обучения. Но причины не только в этом. Чтение – главный ресурс обучения в любой форме, и ему должна отводиться особая роль не только на уроках, но и в семье. Важно понимать, есть ли у вас дома интересные книги, обсуждаете ли прочитанное, советуете ли своему ребенку прочитать книги, которые читали сами.
В целом из 28 тысяч шестиклассников, выполнявших КДР6 в 2020/21 учебном году, повышенный уровень читательской грамотности показали 7%
учеников, базовый – 51%, пониженный – 30%, недостаточный для дальнейшего обучения – 11%.
Формы с данными об успехах и трудностях учеников направляются в каждую школу. Вы можете узнать успехи и проблемы своего ученика и помочь
ему двигаться дальше. Впереди 3-5 лет обучения, еще есть время изменить читательские умения наших детей к лучшему.